Музей Памяти 1941-1945 г. Чехов

История Лопасни


Три зачатьевских столетия

Часть II



После Октябрьской революции десятки тысяч усадеб лишились хозяев в результате отмены частной собственности и национализации земель. Чтобы сохранить художественные ценности, в уездных и губернских центрах был организован вывоз овеществленного культурного содержания усадеб, чаще всего в Москву. Это, естественно, сопровождалось огромными потерями и гибелью усадеб. 28 мая 1918 года был создан Отдел по делам музеев и охраны памятников искусства и старины. За первые три месяца работы отдел, имея в наличии небольшой штат, сумел обследовать 55 усадеб.
        Важнейшим государственным документом стал декрет «О регистрации, приеме на учет и охранение памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений», принятый Совнаркомом 5 октября 1918 года.
        Уже 15 октября 1918 года по указанию В.И.Ленина вышло Постановление Президиума Коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины Народного Комиссариата просвещения, связанное с 80-летием со дня гибели А. С. Пушкина. В этом документе был пункт, касающийся усадьбы Васильчиковых-Гончаровых и ее обитателей в селе Лопасне: «На заявление Московского губернского Совета по вопросу о выселении Натальи Ивановны Гончаровой из имения в Лопасне Президиум коллегии постановил: сделать исключение для помещиков, живущих в означенном музее, как для внуков Пушкина». Как мы видим из документа, первоначально в усадьбе планировалось создание музея и к этому времени она была уже обследована.
        31 октября 1918 года заведующий подотделом провинциальной охраны Т.Г. Трапезников объявил на заседании коллегии музейного отдела о том, что подотделом взяты на государственный учет пятьдесят бывших усадеб. В основном подмосковных.

дети Пушкина

С 1913 года в усадьбе вместе с сестрами Гончаровыми проживала и Юлия Николаевна Пушкина с пятью детьми. Внук А. С. Пушкина, Григорий Александрович (15. IX. 1868— 1 .IX.1940г.г.), предчувствуя «тяжелые времена», отправил сюда свою семью из Прибалтики. Сам Григорий Пушкин воевал на фронтах Первой мировой войны, затем перешел на сторону «красных».
        В 1921 году он возвратился в Лопасню, где находилась его семья. Жила семья на антресолях, в комнатах с низкими потолками высотой 170 см.
        В 1919 году в доме была размещена эвакуированная из-под г. Гродно школа. В воспоминаниях Цявловской: «Григорий Александрович Пушкин — родной внук поэта, находится в крайне тяжелом положении. В 1921 году отпущен с военной службы в бессрочный отпуск по возрасту 53 лет. В данную минуту живет в селе Лопасня по Московско-Курской ж. дор. Все эти семь человек его семьи ютятся в 1 1/2 комнатах в холоде, темноте (керосин выдают по 2 ф. в месяц) и страшно голодают. Жена его Ю(лия) Николаевна) состоит там же учительницей в школе, находящейся в доме, где живут Пушкины (б. господский дом, — с утра Пушкины окружены ежедневно шумом, криком, грязью, хулиганством современных крестьянских детей...»

Гостиная из Лопасни
Гостиная из Лопасни


        Думается, что обстановка бывшего дворянского дома значительно тогда уже пострадала. В 1921 году в Дубровицах открывается Музей Дворянского быта, разместившийся в залах бывшего Голицинского дворца. В музее экспонировалась великолепная резная мебель, картины, ковры, гобелены, посуда из фарфора и хрусталя. В одном из залов экскурсанты могли видеть «Гостиную из Лопасни», состоящую полностью из привезенной лопасненской ампирной мебели, художественных ценностей и посуды. Там стояли рояль редкой треугольной формы, стол с инкрустацией, витринки с небольшой коллекцией западных и русских изделий из стекла.
        На стене висели в ряд два итальянских пейзажа с пастушескими фигурами и гуаши с видами римских развалин — ранние работы замечательного пейзажиста Федора Васильева. По воспоминаниям, в следующей экспозиционной комнате также имелись вещицы из Лопасни — среди прочего небольшой портрет Натальи Николаевны. Но что это за портрет и какому автору он принадлежал — мы сейчас сказать не можем.
        Жизнь Музея в Дубровицах оказалась непродолжительна. По постановлению М.О.Н.О. (Московское общество народных образований) и Президиума Моссовета музей в 1927 году был закрыт с формулировкой «как не представляющий особой ценности». Какова же дальнейшая судьба лопасненской коллекции? К сожалению, далее след разветвляется и проследить его становится довольно-таки сложно.
        Но известно, что после закрытия дубровицкого музея «гостиная из Лопасни» была вывезена в музей Никольское-Урюпино. Оставшаяся мебель, фарфор, картины были отправлены в музеи Царицына и Серпухова. Усадьба Никольское-Урюпино относилась к более скромным, и была характерна для «среднего» дворянства. Именно в этом заключался ее интерес и значение. Дело в том, что хотя Никольское-Урюпино и принадлежало князьям Голицыным, тем не менее оно отражало вкусы и привычки верхнего слоя дворянства. В этой усадьбе, так же, как и в усадьбе Васильчиковых, обыденная, будничная жизнь ее обитателей складывалась проще и интимнее, чем в усадьбах типа Кускова, Останкина и Архангельского. Этот музей значился в списке краеведческих музеев губернии за 1929 год: «Урюпино-Никольское и парк среднего московского дворянина — с. Урюпино Воскресенского уезда, — М.О.Н.О.» Позднее и этот музей так же был расформирован и судьба «Лопасненской гостиной» оказалась затерянной.



Начало    |    Продолжение →



       В. КОЛЬЦОВА.
       «Чеховский Вестник» от 26 августа 2003 года