Музей Памяти 1941-1945 г. Чехов

Выставки


КАРТОГРАФИЧЕСКИЙ ПОЕЗД ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ



Поезд-литография

23 сентября 2015 г. в Музее памяти 1941-1945 г. открылась небольшая выставка, приуроченная к 95 летию со дня рождения Отличника печати, Заслуженного работника культуры РСФСР, лауреата Государственной премии СССР, директора Чеховского полиграфического комбината, генерального директора производственного объединения «Периодика» в 1964-1986 гг. Валентина Александровича Занина (1920-1992). 11 сентября 1964 г. он принял строящийся Полиграфкомбинат, в 1966 г. комбинат дал первую продукцию, с 1969 г. стал рентабельным. В 1974 г. на базе ЧПК было создано производственное объединение «Периодика», в которое вошли Подольская и 13-ая Московская типографии. С деятельностью Валентина Александровича связаны становление и лучшие годы в то время крупнейшего в Европе полиграфического предприятия. Об этом много писалось и говорилось. Настоящая выставка посвящена малоизвестной военной странице биографии В.А. Занина.
        В сентябре 1944 г., после окончания Московского полиграфического института по специальности «инженер-механик полиграфического производства», В.А. Занин был призван в Красную Армию и направлен для прохождения службы в Поезд-литографию Военно-топографической службы Генштаба Красной Армии, в котором прошел боевой путь от Львова до Вены (сентябрь 1944 - ноябрь 1945 г.).
        Поезд-литография был образован приказами по Военно-топографической службе Красной Армии от 1 и 8 июня 1942 г. для срочного изготовления карт военных действий по заданиям Генштаба и штабов фронтов. Поезд прошел путь от г. Борисоглебска (Воронежская обл.) до Вены – 4600 км. Работа велась в круглосуточном режиме и не прекращалась ни на минуту, несмотря на бомбежки и артобстрелы. За все время участия в боевых действиях личный состав поезда выпустил 3 802 576 экземпляров карт и боевых графических документов. Поезд состоял из шести вагонов. В его состав входили: начальник, два заместителя и 36 военнослужащих.
        На выставке представлены фотографии из личного архива семьи Заниных, выполненные работниками фотоотделения поезда-литографии в 1944-1945 гг. На них мы видим военных полиграфистов, работающих над штабными картами, рядовых и сержантов, награжденных медалью «За Победу над Германией», они же на экскурсии в окрестностях Вены во главе с заместителем начальника поезда инженер-майором Ковановым, фотографию рядового В.А. Занина с дарственной надписью любимой девушке, памятную фотографию командного и личного состава ордена Красной Звезды Поезда-литографии Военно-топографической службы Генштаба Красной Армии, благодарственную грамоту красноармейцу В.А. Занину от имени командования 1-го Украинского фронта.
        Художественное оформление В.В. Борской. Выставка продлится до марта 2016 года.

 

 

1945 г. Рядовой В.А. Занин.
Австрия. На обороте:
«Маргарите в память о
солдате русской армии,
прошедшем путь
от Львова до Вены».

10 августа исполняется 95 лет со дня рождения генерального директора производственного объединения «Периодика», «Отличника печати», «Заслуженного работника культуры РСФСР», лауреата Государственной премии СССР Валентина Александровича Занина (1920-1992). 11 сентября 1964 года он принял строящийся Чеховский полиграфкомбинат, в 1966 году комбинат дал первую продукцию, с 1969 года стал рентабельным. В 1974 году на базе ЧПК было создано производственное объединение «Периодика», в которое вошли Подольская типография и Московская типография № 13. С деятельность Валентина Александровича связаны становление и лучшие годы некогда крупнейшего в Европе полиграфического комбината (ныне – Чеховский печатный двор 1-й Образцовой типографии). Об этом много писалось и говорилось.

Поезд-литография
Поезд-литография ВТС. КА. 1942-1945

Но есть в его биографии военная страница, о которой мало известно. Мы просматриваем старые фотографии военных лет. Вот памятная фотография: 15 офицеров во главе с майором И.Н. Хирманом, 19 ефрейторов, сержантов и старшин, 10 рядовых и среди них – рядовой Занин. Сверху надпись: «Ордена Красной Звезды поезд-литография ВТС. КА. 1942-1945». Это командный и личный состав поезда -литографии Военно-топографической службы Генерального штаба Красной Армии. В сентябре 1944 года, после окончания Московского полиграфического института по специальности «инженер-механик полиграфического производства», В.А. Занин был призван в Красную Армию и направлен на этот поезд для прохождения военной службы. Много лет после войны поезд-литография существовал как действующая военная часть, и рассказывать о нем было не очень удобно. Но в конце 2010 г. этот единственный в мире поезд был расформирован, и теперь военной тайны больше нет.

Рядовые и сержанты поезда-литографии
Рядовые и сержанты поезда-литографии
после награждения медалями
«ЗА ПОБЕДУ НАД ГЕРМАНИЕЙ».
Лето 1945 г. Австрия.
2-й слева во 2-м ряду – В.А. Занин.

Опыт военных действий 1941-1942 гг. показал, что войскам и штабам нужна отдельная мобильная , размещенная в железнодорожных вагонах, чтобы быть ближе к фронту и оперативно изготавливать и поставлять в войска топографические и специальные карты, боевые графические документы и фотодокументы местности. Такой поезд-литография был создан приказами по Военно-топографической службе Красной Армии от 1 и 8 июня 1942 года численностью 36 военнослужащих в четырех вагонах. Приказом по Военно-топографической службе от 24 июня назначен командный состав поезда-литографии во главе с начальником поезда военинженером I-го ранга З.В. Кравчинским, который подчинялся начальнику 2-го отдела Военно-топографического управления Генштаба. К 29 августа на вагоноремонтном заводе Наркомата путей сообщений им. Войтовича был сформирован состав из 6 вагонов и установлено полиграфическое оборудование: 1-й вагон – чертежное отделение, 2-й – шлифовально-гравировальное отделение и электростанция, 3-й – фототехническое отделение, 4-й – печатное отделение, 5-й – склад, 6-й – пассажирский вагон. В поезде имелся фотоаппарат для репродукционной фотосъемки, центрифуга, копировальный и резальный станки. Известно, что в качестве основной печатной машины использовалась одноярусная плоскопечатная машина «Флор» (floor level press) 1880 года выпуска, а также отечественная литографская ротационная машина малого формата УВТ-1.

Рядовые бойцы поезда-литографии
Рядовые бойцы поезда-литографии:
Валентин Александрович Занин,
Григорий Воронов и Яков Ротмистровский.
Польша, г. Ченстохов.1944 г. Ноябрь.

11 сентября 1942 г. поезд-литография убыл со станции Москва-Сортировочная в распоряжение командующего Воронежским фронтом. В 1942-1945 гг. поезд прошел боевой путь от станции Борисоглебск (Воронежская область) до Вены общей протяженностью 4600 километров. Личный состав поезда в круглосуточном режиме работал над исполнением срочных заданий командования по изготовлению оперативных картографических материалов. Только за одну ночь с 16 на 17 ноября 1942 г. была проведена допечатная подготовка срочного заказа и отпечатано 10 000 листов карты для 6-й армии Воронежского фронта. Поезд-литография ни на минуту не прекращал беспербойной работы несмотря на бомбежки и артобстрелы. В 1942-1944 годах в поезде-литографии по расшифрованным данным аэрофотосъемки изготавливались разведывательные карты вражеских позиций, планы городов и крупных железнодорожных станций с впечатанными данными об обороне противника для командования Воронежского и Юго-Западного фронтов. В ходе Курской битвы и последующего контрнаступления советских войск на Белгородско-Харьковском направлении были срочно изготовлены и отпечатаны 16 каталогов геодезических пунктов, изданы 4-х красочные планы городов Харьков, Сумы, Лебедин, Полтава, Конотоп и др. В сентябре 1943 г. были изготовлены и отпечатаны бланковые и лоцманские карты на среднее течение реки Днепр. 2 января 1944 г. поезд прибыл в Киев. В январе-марте выполнены срочные задания командования 1-го Украинского фронта по впечатке разведданных в цветные оттиски карт на участки, предназначенные для наступления советских войск.

Рядовые и сержанты поезда-литографии
Конец 1944 – начало 1945 г.
Работа над штабными картами.
В центре – В.А. Занин.

В марте 1944 года поезд снова двинулся на запад. В это время создаются карты автомобильных дорог, танковой проходимости и общей тактической обстановки в полосе наступления 1-го Украинского фронта. Для обеспечения операции по освобождению Правобережной Украины отпечатаны планы городов Житомир, Коростень, Шепетовка, Черновцы, Львов, Ковель и другие. После прибытия во Львов поезд приступил к изданию карт территории Польши. 12 сентября поезд пересек советско-польскую границу и прибыл на станцию Лентовня-Долна (Малопольское воеводство). В это время ведется работа над картами путей подвоза боеприпасов и продовольствия, следования техники к передовой. Ведется интенсивная работа по картографическому обеспечению Висленской и Силезской наступательных операций. Только с 1 декабря 1944 по 10 января 1945 года было отпечатано 272 500 листов карт. В том числе - составлен и отпечатан детальный план города Берлина в 6 красок. 6 февраля 1945 года командиром поезда назначен майор И.Н. Хирман. 10 февраля 1945 года поезд пересек польско-германскую границу и прибыл на станцию Кройцбург (Восточная Пруссия). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 февраля 1945 года поезд-литография был награжден орденом Красной Звезды – «за образцовое выполнение заданий командования в боях при прорыве обороны немцев в районе западнее Сандомира».

Личный состав поезда-литогшрафии
1945 г. Личный состав поезда-литогшрафии
во главе с инженер-майором Ковановым
на экскурсии в окрестностях Вены. Австрия.

14 марта прибыл на станцию Кунцендорф (60 км от Бреслау). В это время личный состав изготовил планы городов Бреслау, Форст, Губен, Герлиц, Котбус и др. Созданы карты укрепленных районов противника по рекам Шпрее и Найсе с впечаткой данных аэрофото и наземных разведок. Здесь литографский поезд встретил день Победы. Всего за время участия в боевых действиях личный состав поезда-литографии выпустил 3 802 576 экземпляров карт и боевых графических документов. 18 мая поезд переброшен на станцию Гроссенхайн (земля Верхняя Саксония), а 8 июня – в Вену. На вагоностроительном заводе в г. Сент-Пельтен (Австрия) был произведен капитальный ремонт подвижного состава и спецоборудования. В январе 1946 г. поезд переведён в Варшаву. В послевоенные годы поезд-литография участвовал в демаркации советско-польской и советско-афганской (1947-1948), советско-румынской (1949), советско-иранской границы (1956). В 1960 г. преобразован в 49-ю военно-картографическую часть, в 1967 – в 49-ю картографическую часть. В соответствии с директивой Генштаба от 30 апреля 1990 г. 49-я картографическая часть получила в свое распоряжение картографический поезд, дислоцирующийся в г. Улан-Удэ (с 1996 г. – ВКП-1). В 1993-1995 гг. из Петербурга прибыло 11 новых вагонов, изготовленных на Октябрьском электро-вагонном заводе. К службе в ВКП-1 привлекались призывники, имевшие опыт работы на полиграфических предприятиях, в том числе и на Чеховском полиграфкомбинате. В 2005-2009 гг. начались сокращения личного состава. К июню 2009 г. в штате состояло два отделения: картосоставительское и картоиздательское, численностью 31 человек: 3 офицера, 6 сержантов, 22 солдата.

Старейшие работники ЧПК
Старейшие работники ЧПК,
участники ВОВ 1985 г.

В послевоенные годы в поезде перешли с литографской печати на офсет, но еще долгое время сохранялись старые технологии. Формные пластины проходили электрохимическое зернение, а светочувствительный слой наносился на центрифуге. 1 декабря 2010 г. 49-я картографическая часть была расформирована, а Боевое Знамя части и орден Красной Звезды переданы в Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации. За время похождения военной службы во фронтовом поезде-литографии Валентин Александрович Занин прошел большую школу оперативного исполнения срочных ответственных заказов с очень высокими требованиями к качеству. Опыт службы в поезде-литографии заложил основу для формирования его как крупного специалиста и руководителя в полиграфической отрасли.


       Е.Г. Авшаров.
       По материалам сайта«Военные топографы» и личного архива семьи Заниных.
«Читают все» № 31 (276) от 7 августа 2015 г. С. 17.


Занин В.А.
Занин В.А. 1990 г.
Грамота
1945 г. Июль.
Благодарственная грамота красноармейцу В.А. Занину от имени командования 1-го Украинского фронта.