Музей Памяти 1941-1945 г. Чехов


История Лопасни


Из глубины веков



С 1325 года Московским княжеством стал править Иван Калита. Его прозвали в народе «Калита — большой кошелек», он всегда носил при себе большой кошель, из которого раздавал милостыню нищим и убогим. Иван Калита собирал налоги с русских земель, часть денег отправлял в виде дани в Золотую Орду, но часть оставалась на приобретение новых земельных владений. При Иване Калите не было татарских набегов. Выросло целое поколение, не знавшее грабежей и насилия и готовое подняться на защиту своих семей.
        В 1328 году Иван Калита должен был поехать в Золотую Орду. Поездка была опасной, князь мог не вернуться в Москву. Поэтому накануне поездки Иван Калита составил духовное завещание, в котором поделил свои владения между сыновьями и княгиней. Младшему сыну Андрею он завещал Лопастну, Серпухов... Темну, Голичихи, Щитов, Перемышль, села Талежское, Серпуховское, Нарское. После смерти Ивана Калиты его сын Андрей стал первым Серпуховским князем, лопасненские земли вошли в состав его княжества. Село Талежское (Талеж) вошло в Хатунскую волость.
        В духовной грамоте Ивана Калиты упоминается Темня. Очевидно, так называлось не только селение на реке Наре (ныне село Спас-Темня), но довольно обширная волость, или стан, с полями, лесами, лугами и прочими угодьями. Границы этой волости можно определить по писцовым и переписным книгам XVII века, тем более что границы волостей и станов отличались значительной устойчивостью. По переписным книгам 1678 года, в Серпуховском уезде значатся две волости или стана: Окологородный и Темниковский. Большинство селений Темниковской волости располагалось по реке Наре или недалеко от нее (Спас-Темня, Лопино, Дубровка, Мерлеево, Вихрово и другие). Вслед за Темней в грамоте упоминается и волость Голичихи. Земля с таким древним славянским названием в XVI веке входила в Голичевскую волость Боровского уезда. Селения волости располагались по берегам Нары и речки Хоросинки. В XVI веке часть земель по речке Хоросинке получил новокрещеный татарин Собакин. Позже он продал свои земли Михаилу Ивановичу Стромилову. Село стало называться Стромилово-Собакино тож (ныне Стремилово). Интересно, что один из участков леса до сих пор называется Собакинским. М.И. Стромилов свои угодья подарил серпуховскому Высоцкому монастырю.
        В договорной грамоте Дмитрия Донского с Серпуховским князем Владимиром Храбрым, составленной в 1371 году, впервые встречается название Козлов Брод. Эта волость, или стан, Боровского уезда располагался по реке Лопасне и юго-восточнее ее. В Козлобродский стан входили селения: Хлевино, Городище, Коровино, Ровки, Бодеево, Поповка, Сенино. Таким образом, современный город Чехов занимает часть Козлобродского стана Боровского уезда. И только во второй половине XVIII века, при Екатерине II, эти земли отошли к Серпуховскому уезду.
        Необходимость заселения земель, разоренных во время татарского нашествия, заставляет князей прибегать к основанию слободок. Слободки — от слова свобода. Крестьяне слободок 15 лет не платили налогов, судил их княжеский приказчик. Они име-ли кое-какие льготы. Но постепенно слободки становились крепостными селами и деревнями. В XIV веке возникли Бадеевская, Мокрая, Мошенки и другие слободы. Жители нашего края вместе с Серпуховским князем участвовали в Куликовском сражении. Владимир Андреевич Храбрый и московский воевода Баброк Волынский возглавляли засадный полк. Воины рвались в бой, хотелось броситься на помощь к своим. Волынский удерживал их: «Подождите, есть еще с кем вам утешиться». В решающий час он скомандовал: «Братья мои и друзья, дерзайте!» Засадный полк с яростью и страшной силой ударил в тыл и фланг татар. Врагов охватил страх, началось паническое бегство.
        В XV веке растет на Руси монастырское землевладение. В 1515 году, при царе Василии III, возник монастырь Давыдова пустынь. На содержание монастыря царь определил такие селения: Баранцево (16 дворов), Ескино на пруду (6 дворов), Пикалово Нижнее на овраге (5 дворов), Верхнее (2 двора), Легчищево (8 дворов), Дедяково (10 дворов) и другие. Монастырские крестьяне должны были ежегодно вспахать и засеять, а затем собрать урожай на 1830 десятинах, скосить, высушить и свезти 770 копен сена. Кроме этого крестьяне рубили хоромы, ставили скотные дворы, после весеннего паводка восстанавливали плотины, прокладывали дороги, приносили оброк продуктами и деньгами.
        Основателем монастыря был монах Давыд из Пафнутьевско-Боровского монастыря. Ученик самого игумена, он вместе с другом Иосифом Волоцким, одним из крупнейших деятелей русской православной церкви XVI века покинул монастырь после смерти Пафнутия и ушел странствовать по другим обителям. В это время в русской православной церкви шла ожесточенная борьба двух течений — нестяжателей и иосифлян. Нестяжатели стояли за бедную церковь, а их противники считали, что монастыри должны быть богатыми, крепкими, являться хорошей опорой царю, но в то же время отличаться строгим уставом и широкой благотворительностью. Давыд, конечно, придерживался взглядов своего друга Иосифа Волоцкого.
        Осмотрев реку Лопасню, Давыд выбрал место для монастыря. Первоначально и стены, и храмы были деревянные. Историки монастыря утверждают, что незадолго до смерти Иосиф Волоцкий посетил обитель и одобрил его внутреннее устройство. Большими земельными угодьями владели на лопасненской земле и другие монастыри. Так, село Крюково по писцовым книгам числилось за Свято-Андрониевским монастырем. В селе был «двор монастырский, да 12 крестьянских и бобыльских дворов». Монастырский двор обычно состоял из нескольких хором: две горницы с сенями, изба людская, житница и мыльня. Во дворе жил приказчик, который кормился за счет крестьян, следил за работами, судил.
        В 1572 году помещик Ильинский продал сельцо Бодеево Федору Булгакову. Новый помещик подарил сельцо Троице-Сергиевскому монастырю. В этом же году русские войска одержали блестящую победу над крымскими татарами Девлет-Гирея у Молодей и на реке Лопасне. Как писал историк Н.М. Карамзин, «берега Рожай и Лопасни облились кровью». А летописец замечает, что хан бежал «не вирно, не путем, не дорогой, с малой дружиной».

Публикуемая карта XVI— XVII вв. составлена по материалам писцовых книг. Она взята из издания «История сел и деревень Подмосковья XIV—XX вв.», подготовленного Научным и культурно-просветительским обществом «Энциклопедия Российских деревень». К сожалению, в нее не вошли расположенные чуть севернее деревни Солнышково селения Козлобродского стана — Ровки, Венюково, Бадеево, Зачатье и Садки, на территории которых расположен современный город Чехов.


       А.Прокин
       Газета «Чеховский Вестник» от 20 февраля 1996 года
        (К 820-летию Лопасненской земли)