Музей Памяти 1941-1945 г. Чехов

История Лопасни


Несколько страниц большой жизни


 художник алексеев
Георгий Дмитриевич Алексеев

Статья П. Липатова «Дорогие черты вождя», опубликованная в нашей газете 7 января этого года, заинтересовала читателей. В ней рассказывалось о незабываемой встрече нашего земляка, известного художника Г.Д. Алексеева с В.И. Лениным, Читатели просят подробнее рассказать о творчестве Г.Д. Алексеева и воспроизвести его портрет. Выполняем их просьбу. В газете публикуется автопортрет Г. Алексеева.
        Впервые годы октября, когда еще неокрепшая молодая республика Советов переживала трудный и сложный период, на площадях, улицах и скверах многих ее городов можно было увидеть скульптурные и графические произведения, провозглашавшие новую эпоху в жизни человечества. Они были выполнены прогрессивными художниками, которые по призыву партии пошли вместе с народом и отдали свое искусство на защиту завоеваний революции. В числе таких художников, твердо веривших в будущее страны, был и наш земляк Георгий Дмитриевич Алексеев.
        Еще задолго до Великого Октября он работал над скульптурными образами рабочих и крестьян, К. Маркса и Ф. Энгельса, был непосредственным участником революционных событий 1905 года. В период столыпинской реакции, когда творчество многих художников тематически измельчало, Алексеев создает ряд полотен о революционной борьбе рабочего класса с царизмом. Поэтому не случайно Г.Д. Алексеев воспринял Октябрьскую революцию как свое кровное дело, он был вместе с восставшим народом.

скульптор алексеев
"Рабочий и крестьянин"

В первые годы Советской власти Г. Алексеев стал одним из первых участников осуществления ленинского плана монументальной пропаганды. В 1918 году он исполнил знаменитый барельеф «Рабочий и крестьянин», который заменил старый герб Москвы на фронтоне первого дома Моссовета (ныне Центральный музей В.И. Ленина). Он и теперь относится к числу лучших произведений того времени, осуществленных в Москве по плану монументальной пропаганды. По проекту Г. Алексеева на торцевой стене этого здания была установлена памятная Доска с надписью: «Религия — опиум народа», а на фасаде — медальон с высеченными словами: «Революция — вихрь, отбрасывающий назад всех, ему сопротивляющихся».
        Народные образы, тема человека труда были основными и в живописных и в скульптурных работах Г. Алексеева. В 1918 году художник продолжал начатую еще в период столыпинской реакции работу над созданием скульптурных портретов К. Маркса и Ф. Энгельса. В начале 20-х годов созданные им бюсты основоположников научного коммунизма были установлены в десятках городов страны. Они сохранились и поныне в Подольске, Балашихе, Звенигороде. В период с 1919 по 1920 год в 29 городах страны устанавливаются бюсты В.И. Ленина, выполненные Г. Алексеевым. После смерти В.И. Ленина комиссия ВЦИК под председательством Ф.Э. Дзержинского одобрила созданный Алексеевым большой портретный бюст Владимира Ильича.
        После шестилетнего напряженного труда в 1924 году художник закончил монументальную скульптуру «Призывающий вождь». Копии с нее разошлись по многим городам страны. Нельзя составить полного представления о творческом облике Алексеева, не зная его талантливых работ; в области политического плаката и агитационной графики. Так, еще в 1923 году в ответ на наглое заявление Керзона Алексеев создал плакат «Ультиматум», на котором изображен мчащийся самолет с грозно направленным кулаком вместо пропеллера. А вот названия некоторых других плакатов, созданных художником: «Ты знаешь завет Ильича?», «Экономии режим — не прижим», «Волокитчики вреднее грызуна и червяка для полей и для станка» и др. Тексты для них составлял сам автор плакатов. Следует напомнить и еще об одной стороне творческой деятельности Г. Алексеева. Он уделял много внимания детям. До сих пор сохранились красочно изданные детские книги, в которых он выступал, как автор стихов и рисунков.
        Г. Алексеев принимал активное участие в создании и оформлении первых советских школьных учебников. Не оставляя ни на один день творческой работы, Г. Алексеев активно участвовал в общественной жизни страны. Он не только подчинял агитационным и пропагандистским целям свои произведения, но и личным примером призывал проводить в жизнь решения партии и правительства. Он часто отдавал полученный за свою работу гонорар на постройку самолетов и дирижаблей, на укрепление обороны страны. Прошло свыше 17 лет после его смерти (Г. Алексеев умер в 1951 году), но произведения его продолжают верно служить людям нашего поколения. Почитатели его таланта сумеют ознакомиться с созданиями художника на выставке его работ, которая откроется в апреле этого года в Московском художественном салоне (ул. Горького, 25)


       П. Липатов. г. Чехов.
       Газета «За коммунистический труд» от 6 февраля 1969 г.