Музей Памяти 1941-1945 г. Чехов

Победители


Экипаж машины боевой


Михаил Яковлевич Данилов
Михаил Яковлевич Данилов

Ветеран Великой Отечественной войны Михаил Яковлевич Данилов отметил в ноябре 2006 года свое 85-летие. Через 60 лет после окончания страшной войны стала донимать фронтовика боевая рана, полученная в ожесточенном бою под Воронежем. Оживают в памяти ветерана незабываемые годы — «сороковые роковые, свинцовые, пороховые», когда «война гуляла по России, а мы — такие молодые!»
        На срочную службу девятнадцатилетний Михаил был призван издеревни Детково, куда в 1933 году их многочисленная семья переехала из Тульской области. Военную службу молодой боец начал в Монголии в бронетанковой части. Сметливый воин быстро освоил боевую технику, приобрел военную специальность механика-водителя, получил звание сержанта. В июне 1941 года пришел приказ о передислокации танкового полка из Монголии в учебные лагеря. В срочном порядке погрузились воинские подразделения вместе с техникой в военные эшелоны. Не доезжая станции Арысь в Средней Азии, бойцы узнали страшную весть о том, что 22 июня в четыре часа утра Германия совершила вероломное нападение на нашу страну. Вместо учебных лагерей танковый полк был направлен в белорусское фронтовое пекло.
        — Не доезжая станции Красная, мы едва разгрузились, как прозвучала команда: «В бой!» Но силы были не равны. Немцы превосходили в боевой технике и живой силе, беспрерывно атаковали советские части на земле и с воздуха. Это было настоящее пекло. Кругом полыхал огонь, в воздухе стояли дым, пыль, гарь. Под бешенным напором гитлеровцев мы отступали. Танк наш был подбит, экипаж лишился радиста. Впереди была страшная Соловьевская переправа через Днепр, которая кружащимся вверху немецким «мессерам» была видна, как на ладони. Под безжалостным прицельным огнем гибли тысячи людей, переправлявшихся через Днепр на лодках. Река окрасилась в алый цвет,— вспоминает Михаил Яковлевич страшные потери и незабываемую горечь отступления.
        Уцелевшие после переправы бойцы, и среди них герой нашего рассказа сержант Данилов, были доставлены военными эшелонами в подмосковный Наро-Фоминск. Отсюда танкистов отправили на три месяца в Казань, в танковое училище. После учебы формировались экипажи боевых машин, куда входили три танкиста — командир машины, механик-водитель, радист. Технику бойцы получали в Горьком. Михаил со своим экипажем, где радистом был его земляк Василий Токарев из Дмитровки, получил вначале английский бронированный танк «Матильда», но через некоторое время «три танкиста, три веселых друга» не без удовольствия пересели на свою родную проверенную тридцатьчетверку.

со своей будущей женой

Снова танкисты были брошены в гущу боев, теперь уже под Воронеж, где наши войска готовились к наступлению. Михаил Яковлевич вспоминает роковой момент, когда в его машине закончилось горючее, и на заправке он успел заполнить два бака, когда осколком от смертоносного взрыва убило радиста, а сам он получил тяжелейшее ранение в ногу. От взрыва люк танка засыпало землей, но командир приказал отвести машину от передовой. Истекающий кровью сержант Данилов выполнил приказ. Командир остановил санитарную машину и отправил бойца в медсанчасть. В Тамбовском госпитале была сделана операция, осколок из ноги удалили и Михаила отправили на долечивание в Бийск, на Алтай. Через десять месяцев он отбыл домой, имея на руках медицинскую справку, где значились ограничения: «без длительной ходьбы и тяжелого труда». Долго не заживала глубокая рана, больше года ходил фронтовик с палочкой. Шел 1943 год, до конца войны оставалось без малого два года. Военкомат вновь призвал его на медицинскую комиссию, но рана не затянулась, и М. Данилова направили в Раменский военкомат. Здесь «покупатели» разбирали бойцов, не годных к строевой. И Михаил стал работать в Москве на заводе твердых металлов. Закончив водительские курсы, он сел за баранку автомобиля. Профессия водителя стала главным делом в дальнейшей мирной жизни.
        В 1945 году, когда отгремели над Москвой победные салюты, Михаил Яковлевич вернулся в Столбовую и работал шофером в 28-й механизированной колонне. В 1946 году познакомился со своей будущей женой Валентиной Ивановной, с которой прожил долгие годы в любви и согласии. Они вместе трудились на чугунолитейном заводе. Заводской стаж главы семьи составляет 35 лет. У них родились сын Борис и дочь Елена, есть любимые внуки Сергей и Наталья. Недавно Михаил Яковлевич остался без жены, но родные не забывают его. Украшает грудь ветерана орден Великой Отечественной войны и многочисленные медали, освещает лицо добрейшая улыбка. Тревожит только старая рана и помнится каждый день, опаленный войной.


       В. Киселева.
       «Чеховский вестник» от 8 мая 2007 г.