Музей памяти Лопасненского края г. Чехов

История Лопасни

«Дети, в школу собирайтесь..»



Бадеевское начальное училище
Бадеевское начальное училище

Еще до отмены крепостного права, в Лопасне по­явилось Бадеевское начальное училище, основанное Палатой государственных имуществ. Сначала шко­ла помещалась в доме дьякона, который и был учи­телем. После отмены крепостного права неболь­шая школа появилась в Зачатье, в усадьбе Васильчиковых. Елизавета Николаевна Васильчикова работа­ла здесь учительницей. А когда в 1859 году на Баде­еве построили здание волостного правления, год спустя одну из комнат отвели под школу. Это был деревянный одноэтажный дом. «Помещение доволь­но душное, кроме того, благодаря соседству волост­ного правления, оно и не совсем удобно, особенно в дни волостных судов»,- пишет очевидец.

Не доставало учебных по­собий. Всего несколько кар­тин, географическая карта, глобус, шведские счеты - вот все, чем располагала школа. Правда, была еще школьная библиотека из 118 книг, Годо­вое содержание школы обхо­дилось в 420 рублей. Крестья­не трех сел вносили 75 рублей. С 1881 года здесь учительство­вал долгое время Николай Ан­дреевич Глебов, окончивший два класса Рязанской духовной семинарии. А ровно сто лет назад, в 1892 году, появилось в Лопасне земское училище.

Это было кирпичное зда­ние с двумя классами, широ­ким коридором, с двумя не­большими комнатами для учителей. Сначала здесь ра­ботали учителями сестры Мария Михайловна и Клав­дия Михайловна Стрелковы, а позднее - сестры Олимпиа­да Витальевна и Клавдия Ви­тальевна Малиновские.

В 1898 году в Зачатье бы­ла открыта церковноприход­ская школа, которая сначала помещалась в одноэтажном деревянном здании. В одной половине была квартира дья­кона, в другой занимались де­ти. Классная комната разде­лялась передвижной перего­родкой. В одной половине за­нимались дети двух классов с учительницей, в другой, тоже с двумя классами, занимался дьякон. Во время перемены дети оставались в классе - выйти было некуца. Правда, в теплую погоду можно было провести перемену на улице. В 1914 году школа стала двухэтажной. Стараниями Натальи Ивановны Гончаро­вой было выстроено двухэ­тажное деревянное здание новой школы. Чего только не происходило за прошедшие десятилетия, а постройка эта уцелела по сей день.

В первый класс принимали тоща детей девяти лет. Но не все первоклассники получали четырехклассное образование. Кончали шкалу человек пят­надцать, не больше. Осталь­ные бросали учиться после двух-трех классов. Девочки нянчили младших детей в се­мье, мальчики помогали роди­телям в крестьянской работе. Но кто заканчивал четыре класса, тот получал очень при­личную подготовку по тем временам. Имея четырехлет­нее образование, человек вполне справлялся с работой служащего потребкооперации, вполне мог возглавить харче­вую лавку на Борис-Лопасне или в Венюкове. Нередко спо­собные девочки после четы­рех классов поступали в Катковский лицей в селе Нехорошеве на Наре и становились учителями. Многие мальчики, имевшие склонность к худо­жеству, работали после обуче­ния у старых мастеров граве­рами и раклистами.

Вспоминая разговоры со стариками, удивляешься, до чего же хорошо помнили они, даже в преклонном воз­расте, те стихотворения, те библейские истории, что учили они в школе! Особен­но почему-то много знали они стихов Лермонтова, на­верное, по душе было и "Бо­родино", "Три пальмы", "Песнь о купце Калашникове". А какие изумительные были почерки: Блестяще вла­дели те учению! устным сче­том.

На экзамене не было ника­ких билетов, вопросы задавал учитель, а сидевшие на экза­мене попечитель или попечи­тельница просто слушали от­веты. По окончании четырех классов на экзаменах нужно было написать изложение, вы­полнить письменную работу по арифметике, сдать закон Божий, чтение, устный счет. Бывало, что учителя выставля­ли на экзамены не всех, а наи­более подготовленных ребят. Старались произвести впечат­ление на попечителя. Но попе­чители бывали разные. Антон Павлович Чехов, будучи попе­чителем Талежской школы, всегда просил, чтобы экзаме­ны сдавал весь класс, а не только избранные ученики. Ему хотелось видеть, чему на­учился каждый учению. Старейший краевед Лопасни Антонина Ивановна Коняева вспоминала, что де­лами школы интересовались дети А.С. Пушкина Алек­сандр Александрович и Ма­рия Александровна. Когда я в январе семнадцатого года начинала работать в школе, Мария Александровна гово­рила мне: "Надо так учить де­тей, чтобы им было все по­нятно и просто, чтобы ребя­там было радостно учиться". Вместе с Марией Александ­ровной мы собирали грибы в окрестностях Лопасни. Она очень их любила".

В январе 1916 года в Лопасне открылось высшее на­чальное училище. Оно было эвакуировано из Гроднен­ской губернии, разместилось оно вначале - в доме Юшина, а в 1919 году под училище был отдан гончаровский дом. В 20-е годы это учебное заведение стало называться единой трудовой школой II ступени с девятилетним обу­чением. В школу принимали детей после четырехлетнего начального образования, но с экзаменами. Учились здесь дети из разных селений: из Волосова и Сенина, из Васькина и Стремилова. В 1930 году школу реорганизовали в школу крестьянской молоде­жи с семилетним обучением.

Восемь лет спустя в Лопасне появилась средняя шкала. Первый выпуск со­стоялся в 1941 году, за четы­ре дня до начала войны. Вскоре директор школы Сергей Васильевич Заикин, учителя А. Т. Иванников, А. А. Богоявленский, М. И. Ивлев, Л. И. Богословский и восемнадцать учеников из двадцати трех добровольно ушли на фронт.



А. ПРОКИН.

Газета «Чеховский вестник» 4 июля 1992 года