Музей памяти Лопасненского края
города Чехов

История Лопасни

Где находилась древняя Лопасня?

При въезде в Чехов стоит стела, где обозначен 1954 год — год основа 1ия нашего города. Некоторые знатоки лопасненской истории предлагают указать здесь другу к дату — 1176 год, когда в Ипатьевской летописи впервые упомянут древний град Лопасня. Но есть ли у нас основания согласиться с этим Та ли это Лопасня! Обратимся к историческим источникам.

В Ипатьевской летописи сказывается о том, что после убийства Андрея Боголюбского жители Владимира пригласили на княжение его братьев — Михаила и Всеволода, но на Владимир претендовали их племянники — Мстиславичи. Братья не су-мели удержаться во Владимире и ушли с дружинами к своему союзнику — великому князю Черниговскому Святославу. Ростиславичи стали незаконно теснить Владимирцев, и те отправили своих представителей в далекий Чернигов. Опираясь на Черниговского князя, Всеволод и Михаил укрепили свои дружины, пополнили их оружием и припасами.

Сражение с Ростиславичами произошло недалеко от Владимира. В этот раз пле-мянники были разбиты и бежали. Еще в дороге Михаил занемог и вскоре скончался. А князем стал известный на всей Руси Всеволод Большое Гнездо.

Во время похода жены Михаила и Всеволода оставались в Чернигове, а потом великий князь Святослав попросил своего сына Олега проводить их до Москвы, а сам вернулся в свою вотчину — Лопасню. И было это в 1176 году, т. е. почти в одно время с упоминанием о Москве (1147 год).

Упоминание о Лопасне привлекло внимание многих историков, о Лопасне писали Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.И. Ключевский. Все они помещали Лопасню на место нынешнего города Чехова. К слову сказать, они мало интересовались археологией и легко могли пропустить название Лопасня. Еще в XVIII веке очень зоркий и умный историк В.Н. Татищев в «Истории Российской» тоже отмечал: «Лопасня — река и село есть на Серпуховской дороге, от Москвы 50 или 60 верст». Но он уже отметил какое-то несоответствие нашей и старой Лопасни и в примечаниях обронил: «Та ли Лопасня?»

Впервые больше ста лет тому назад М.Н. Погодин заметил, что древний град Лопасня, очевидно, стоял на ином месте, на правом берегу Оки. При Лопасне, по словам Погодина, Дмитрий Доской, наступавший на Куликово поле через Коломну, встретился со своим двоюродным братом, серпуховским князем Владимиром Андреевичем Храбрым, пе-реправился через Оку, оставив в Лопасне своего великого воеводу Н.В. Тысяцкого.

А какие еще есть подтверждения о расположении Лопасни на правой стороне Оки? Лопасня когда-то принадлежала московским князьям, но рязанский князь Олег Иванович захватил ее, увел в плен московского воеводу, который через несколько лет с огромным трудом вернулся на родину. Московские князья едва ли бы согласились с потерей древнего града Лопасни — мощного форпоста на правой стороне Оки. Рязанские князя уступили взамен Новый городок и земли в устье роки Протвы. По обычаю, московские и рязанские князья всегда составляли договорные грамоты. Их составлены десятки, и неизменно Лопасня упоминалась на правой стороне Оки как город среди рязанских земель. Так что, нельзя идти против десятков документов, в которых говорилось: «А что достались земли рязанские на этой стороне Оки, то из тех мест дал я князю Владимиру вместо Лопасни Новый городок в устье Протвы» (из грамоты московских и рязанских князей).

В договорной грамоте Дмитрия Донского с рязанским князем Олегом говорится: «А что на рязанской Лопастна, уезд Мстиславль, Городище... те места к Рязани». Из этой грамоты очевидно, что город Лопасня был на рязанской стороне, за Окою.

И сразу возникает несколько вопросов. Куда же девался древний град Лопасня? Он погиб, как и десятки других русских городов, во время татарских нашествий.

А когда же наши места стали называться Лопасней? Гораздо позднее, в XVI, а может быть, даже в XVII веке. Значит, наши места были неизвестны истории? Известны, только под другим названием.

В 1401 году в духовной грамоте князь Серпуховской и Боровский. Владимир Анд-реевич Храбрый завещал слободку Бодеево (старое написание) своей любимой жене Елене Ольгердовне (по-русски Алене). А что такое «слободка»? От искаженного слова «свобода». Наши места сильно были разорены татарами, и князья старались пригласить крестьян, чтобы заселить удобные места, выкорчевать лес, заняться земледелием и скотоводством.

Духовная грамота князя свидетельствует о том, что Бадеево возникло раньше, и вполне возможно, что наши крестьяне-ратники принимали участие в Куликовской битве.

Позднее слободки превратились в обыкновенные помещичьи села и деревни. Такой оказалась и судьба Бадеева. В 1572 году помещик Булгаков подарил его Троице-Сергиевскому монастырю. Старики и до сих пор указывают на монастырский прогон, на Бадеевский лес — между Борис-Лопасней и Венюковом.

Почему же так поздно упоминаются Зачатье и Садки — в 1628 году? Потому что не сохранились старинные грамоты, погибли во время многочисленных московских пожаров.

Трудно представить, но монастырское сельцо Бадеево не срубило себе хотя бы деревянную церковь или часовню. Очевидно, как и позднее, жители села были при-хожанами Зачатьевской церкви. Когда Екатерина 11 взяла монастырские земли, часть бадеевских крестьян была переселена в Воронежскую губернию (нынешний район Георгиу-Деж). Переселенцы захватили с собой и прежнее название Бодеево, а не Бадеево, как мы привыкли говорить на московский лад.

Таким образом, первое упоминание о наших местах относится к 1401 году. Именно этот год, а не 1176, и следует считать датой основания нашего города.

В 1954 году рабочий поселок Лопасня получил статус города и имя писателя А. П. Чехова.

В нынешнем году город Чехов отметит свое 35-летие.


А. ПРОКИН, председатель исторической секции городского отделения ВООПИК.

Газета «За коммунистический труд» от 26 января 1989 г.