Музей Памяти 1941-1945 г. Чехов

война и мир
Выставка о Матвееве В.А.

на заводе
На фотографии члены редколлегии, Матвеев В.А. на переднем плане.
ЕГО ВОЙНА И МИР

матвеев        Матвеев Виктор Александрович. Родился 25 января 1913г. г. Кутаиси, Грузия. В 1929 году окончил среднюю школу в г. Батуми, а в 1933г. техникум по специальности двигатели внутреннего сгорания. По окончании был направлен в Ленинград на завод « Русский дизель». В связи с безработицей на завод не приняли. После продолжительного пребывания на бирже труда поступил на Невский машиностроительный завод им. Ленина, на должность техника – конструктора. Впоследствии стал инженером-конструктором. Работая на заводе, учился без отрыва от производства в Ленинградском Политехническом институте на факультете двигатели внутреннего сгорания. В ноябре 1939 года был призван в РККА. Участвовал в войне с финнами. После финской войны вернулся на завод. В начале Великой Отечественной войны завод перешел на выпуск оборонной продукции. Вместе с ленинградцами пережил тяжелый период блокады. В феврале 1942г. был эвакуирован из Ленинграда и уже в мае 1942 года был призван в РККА и направлен в учебный танковый полк. По окончании курсов ему было присвоено звание старшего сержанта. Был оставлен в учебном полку в качестве инструктора – преподавателя.
       С октября 1943г. воевал во 2-м гвардейском танковом корпусе. После излечения в госпитале был направлен в 213-ю отдельную танковую бригаду, в составе которой прошел до конца войны. После демобилизации в 1945 году поступил на Венюковский арматурный завод, организованный в 1942году. Завод выпускал оборудование (арматуру) для управления работы тепловых, а впоследствии и атомных станций. Работал в должности заместителя главного конструктора. Позже был принят на должность главного конструктора.

БОЕВОЕ КРЕЩЕНИЕ


       После пребывания в формировочном полку я был направлен во 2-ой гвардейский танковый корпус, в котором с середины октября 1943 года началась моя боевая служба. Воевал во 2-м танковом корпусе более или менее успешно. В процессе одной из наступательных операций удалось раздавить две вражеские пушки вместе с прислугой. В конце декабря 1943 года мою машину подбили: попаданием снаряда были перебиты гусеницы, и танк не мог более передвигаться. Спасаясь, командир машины и заряжающий пытались выскочить, но были убиты автоматными очередями и остались висеть в люках башни. Пока я открывал лобовой люк, машину подожгли. Радист-пулеметчик попытался вылезти через открывшейся лобовой люк, но был расстрелян и остался в люке. С учетом печальной участи экипажа мне пришлось выбираться через десантный люк, находящийся в днище танка.
       Выбравшись из танка, я не рискнул сразу же выползти из-под него, чтобы не разделить судьбу экипажа, а остался лежать под горящей бронемашиной. Снег под танком и вокруг него таял от жары. Лежа под днищем танка, я в первую очередь потушил горящий бушлат и начал ворочаться со спины на живот, с боку на бок. Провалялся под танком больше часа. Смеркалось, стрельба прекратилась. Вылез я из под танка и по следу своей гусеницы, вдавленной в снег, пополз в сторону исходных позиций. Полз долго. В полубессознательном состоянии был подобран нашими пехотинцами и с их помощью отправлен в госпиталь. В результате боевого крещения попал в госпиталь не только с ожогами рук и ног, но и с воспалением легких. В госпитале был награжден знаком «Гвардия». После излечения был направлен в 213-ю отдельную танковую бригаду, в составе которой прошел до конца войны.

В ОПЕРАЦИИ « БАГРАТИОН»


        Перед бригадой была поставлена конкретная задача: прорвать Оршанский участок "Восточного вала" немцев и овладеть крупным железнодорожным узлом и городом Орша. Подходы к узлу и городу были сильно укреплены: сооружена глубоко эшелонированная система окопов полного профиля с проволочными заграждениями, минными полями, замаскированными артиллерийскими позициями, пулеметными гнездами, дзотами, деревоземляными огневыми точками. Ближайшей задачей являлось овладение одним из опорных узлов на линии обороны, в который была превращена деревня Батраковцы, и расчистить путь для пехоты. орден красной звездыИсходные позиции наших танков находились на опушке небольшого леска восточнее деревни. Перед нами было открытое поле, которое надо было пересечь на протяжении около 500 м. После мощной артиллерийской подготовки и обработки переднего края авиацией, мы пошли в атаку, надеясь, что противотанковые орудия противника подавлены, а в минных полях армейские саперы сделали проходы.
       К сожалению, все оказалось не так просто. В течение суток 23-24 июня 1944 г. в результате тяжелейших боев у д. Батраковцы половина нашей бригады была выведена из строя: кто сгорел, кто подорвался на мине, кто был подбит. В числе последних был и мой Т-34. Спаслись мой радист и я. Два других члена экипажа - командир и заряжающий, находившиеся в башне, погибли. В ходе наступательных боев сразу же осуществлялось «сколачивание» новых экипажей из оставшихся боеспособных танкистов. Я стал механиком - водителем еще одного Т-34. При продолжении наступления в направлении д.Соловьи, что северо-восточнее г. Орши, к исходу 26 июня был подбит мой третий танк. За участие в прорыве обороны противника в районе Орши был награжден первым орденом Красной Звезды и повышен в воинском звании.

В ВОСТОЧНОЙ ПРУССИИ

молодой матвеев
       Принимал участие в прорыве Укрепленного района на границе Восточной Пруссии, в направлении г. Гумбиннен (ныне г. Гусев). Бои, начавшиеся 10 октября 1944 г. были исключительно тяжелыми. В течение первой недели бригада потеряла свыше 15 боевых машин. Много полегло тогда танкистов. 18 октября, вместе с бригадой пересек государственную границу Восточной Пруссии. За участие в боях по прорыву Укрепленного района был награжден вторым орденом Красной Звезды. Бригада была награждена орденом боевого Красного Знамени. С 13 января 1945 г. я участвовал в прорыве обороны немцев западнее г. Шталлупенена (ныне г. Нестеров) и овладению г.Гумбиннен. Начало боя было удачным. В течение считанных минут нашему взводу удалось подбить две и поджечь четыре немецкие боевые машины. После этого наши три танка вышли из укрытия и приняли участие в общем наступлении бригады. Как всегда, ехал с открытым лобовым люком. Но 15 января осколком разорвавшегося перед танком снаряда был ранен. Осколок размером в половину кубического сантиметра пробил нижнюю губу, выбил все зубы из нижней челюсти с правой стороны, порвав правую часть языка, застрял в гортани. Ранение было тяжелым, поэтому меня эвакуировали во фронтовой госпиталь, расположенный в Каунасе, где я находился до 10 марта 1945г. Лечение проходило сложно, было сделано две операции. Когда повторные швы были сняты, и меня готовили к выписке из госпиталя, мне крупно повезло: привезли раненых на санитарной машине с опознавательным знаком нашей бригады. Я, как был в пижаме, «дезертировал» в свою бригаду, где меня встретили как родного.
       За участие в боях под Гумбинненом был награжден орденом Отечественной войны второй степени. орден отечественной войныУчитывая мои боевые заслуги и видимо в связи с серьезным ранением, командование бригады решило направить меня на учебу в Академию бронетанковых войск им. Сталина. Я отказался. За отказ получил 10 суток гауптвахты. На третьи сутки был вызван командиром бригады, выслушав мои доводы, согласился с ними, после чего я был переведен в ремонтную службу. С 13 по 31 апреля, уже в новом качестве, участвовал в боях бригады за овладение приморским городом Розенталь, портовым городом Пиллау (сейчас Балтийск). Занимался эвакуацией подбитых танков на сборный пункт аварийных машин.
       25 апреля при эвакуации с поля боя очередного танка в районе г. Пиллау, в результате минометного обстрела, был легко ранен в спину и правую руку. Был награжден третьим орденом Красной Звезды. Бригада за бои в восточной Пруссии была награждена орденом Кутузова второй степени. В октябре 1945года я был демобилизован. За время войны сменил три танка, подбитых противником, был многократно ранен, награжден четырьмя боевыми орденами, а также медалями за взятие Кенигсберга и за Победу над Германией.

ТРУДОВОЙ ПУТЬ


        В 1920 году семья моего отца переехала из Кутаиси в Батуми, в это же время и началась моя трудовая деятельность. Трудовая деятельность заключалась в работе на чайных плантациях треста «Чай Грузия». Сборка чая осуществлялась в период апрель-май, с 6 до 10 часов утра (до наступления жары) с каждой ветки чайного куста срывалось только 3-4 листика, с самой вершины ветки сборка осуществлялась двумя руками.
       Другой вид трудовой деятельности - сборка и сортировка мандаринов. Сезон сборки октябрь, ноябрь, декабрь. Мандарины с помощью стремянки обрывались с куста и далее поступали в помещение (сарай), где происходила их сортировка с помощью калибра. Калибр, это фанерка с двумя отверстиями разного диаметра: крупные мандарины, не проходящие через более крупное отверстие калибра, - сорт Экстра, проходящие через большие отверстия калибра, - сорт первый, через меньшее отверстие, - сорт второй, а остаток (совсем мелкие) - сорт третий. Длительность рабочего дня десять часов. Этими двумя видами работ я занимался с 1920 по 1931год. В 1932 году, будучи уже в Ленинграде в период большой безработицы, состоял на Бирже труда, как безработный инженерно-технический работник. В течение полутора лет работал грузчиком в Ленинградском торговом порту. После продолжительного пребывания на бирже труда поступил на Невский машиностроительный завод им. Ленина, на должность техника- конструктора. Впоследствии стал инженером-конструктором.
        После демобилизации из рядов Советской армии и возвращения в Россию, поступил на организованный в 1942 году Венюковский арматурный завод, предназначавшийся для выпуска оборудования (арматуры) для управления работой тепловых, а впоследствии (с начала шестидесятых годов) и атомных станций.
        Поступил на завод на должность заместителя главного конструктора, вскоре перешёл на должность главного конструктора, в которой проработал до достижения пенсионного возраста. Продукция совершенно новая, в Советском Союзе ранее не выпускавшаяся, работали много и интересно, создавали новую технику. С середины шестидесятых годов началось серийное производство арматуры для атомных станций (АЭС). Максимальная мощность энергоблока АЭС была равна одному миллиону киловатт. По достижению пенсионного возраста, в 1973 году, находясь в штате отдела главного конструктора, занялся созданием экспериментальной базы завода – арматурной лаборатории и стендовой котельной, монтаж которых был закончен в 1977 году и они были включены в постоянную эксплуатацию. Последующий период моей работы на заводе, вплоть до окончания трудовой деятельности, был посвящён созданию разработки основных нормативных документов, технических условий на изготовление и поставку потребителям заводской продукции, арматуры для тепловых и атомных электростанций. На заводе проработал 45 лет - с 1945 по 1990 год. Ветеран завода. энергомаш

       За доблестный труд награждён медалью "Ветеран труда СССР", имею пять авторских свидетельств на изобретения, награждён медалью "Изобретатель СССР". Тогда же был награждён тремя юбилейными медалями в связи с годов­щинами Советской армии, четырьмя юбилейными в связи с годовщинами Побе­ды над Германией. В день 40-летия Победы был награждён орденом Отечест­венной войны I степени. В день 50-ти летия Победы получил именное поздрав­ление от Президента России Б.Н. Ельцина. В 1996 году в годовщину столетия Маршала Жукова, был награждён юбилейной медалью.  В 1998 г. награжден медалью в честь 850-ти летия Москвы.Член общественной редколлегии книги о заводе «ЭнергоМаш» в твоей судьбе»