Музей Памяти 1941-1945 г. Чехов




Герои Советского Союза


Родом из Березинок


Медведев А.И.

        На речке Теменке, что впадает в Нару, в окружении, березовых рощ, раскинулась деревня Березинки. Наверное, и свое название она получила от этих березняков. В 1914 году в Березинках Серпуховского уезда, в крестьянской семье Медведевых родился сын Александр. Радовался отец сыну и лишнему земельному наделу, который он должен получить на новорожденного. Радовался, но недолго — скоро был призван на Германский фронт.
        Вернулся Иван Медведев с фронта, когда Сашка уже бегал босиком на Теменку. А когда кончилась гражданская война, Александр пошел в Спас-Теменскую школу. После ее окончания в 1932 году, учился в ФЗУ города Климовска, получил специальность токаря. Потом работал в Серпухове на механическом заводе.
        ...Грянула Великая Отечественная война. Александр Иванович уходит на фронт. В декабре 1941 года в составе бригады саперов строит укрепления на подступах к Серпухову. Сложные фронтовые дороги привели А. И. Медведева в механизированный понтонный батальон. Здесь он становится водителем-механиком катера. Задача батальона — обеспечивать переправу через реки боевой техники. В январе 1945 года началось огромное стратегическое наступление Красной Армии на фронте протяженностью 1200 километров, от Балтийского моря до Карпат. Фашисты, рассчитывая задержать наступление наших войск на водных рубежах, создали мощную оборону на западном берегу Вислы и далее до Одера. При форсировании рек вражеская авиация буквально висела над катерами, артиллерия обрушивала мощные удары, чтобы помешать переправе.
       Александр Медведев напишет в своих воспоминаниях: «Особенно запомнилось мне форсирование трех больших рек: Вислы, Мертвой Вислы и Одера. Вислу мы форсировали во время ледохода под непрерывным ураганным обстрелом противника. Войска перешли реку по льду. Мы же любой ценой должны были на катерах доставить им боеприпасы и технику. По сильно разлившейся реке шел лед, сбивая катера и понтоны. Получив боевой приказ переправиться на другой берег, я все свое умение и волю направил на борьбу с плывущими льдинами. На ураганный огонь противника обращать внимания было некогда. Когда до берега оставалось всего 100—150 метров, началась полоса сплошного льда. Что делать? Я развернул катер и развалил лед на две стороны. Наконец — берег. Наши бойцы, с нетерпением ждавшие боевой груз, бросились разгружать паром». По методу Медведева и другие водители катеров организовали переправу боевой техники и боеприпасов. На другой день ледоход кончился, начался шквальный ветер. Поднялись огромные волны, катер швыряло как щепку, грозя перевернуть паром. Двое суток боролись водители с разбушевавшейся стихией, но задание командования было выполнено с честью. Войска, своевременно получив технику и боеприпасы, начали стремительное продвижение вперед.
        На Мертвой Висле А. И. Медведев водил катер ночью, при густом тумане. Ориентироваться приходилось по еле мерцавшим звездам. Каждый раз, когда катер приближался к берегу, фашисты встречали его шквальным огнем. Во время очередной переправы было повреждено управление катера, но это не помешало Медведеву доставить груз по назначению. — Страшные сутки, проведенные на Мертвой Висле, были как кошмарный сон,— вспоминал Александр Иванович. Особенно трудна была переправа через Одер. Батальон саперов вышел к реке недалеко от города Штеттина. Это были уже подступы к Берлину. Трое суток без передышки, под огнем противника, форсировали катера Одер. Западный берег противника был сильно укреплен. Для немцев это была последняя надежда сдержать наступление. Последняя и безнадежная. Первыми «заиграли» «Катюши». От взрывов ракетных снарядов и взлетевшей к небу земли все потемнело. Казалось, наступила ночь, и не осталось ничего живого. Пехота поднялась из окопов и пошла в наступление. Берега Одера ожили. Противник открыл ответный огонь. Но форсирование Одера началось, и ничто не могло удержать наших бойцов. На резиновых лодках и пароме, которые буксировали Медведев и его товарищи, началась переправа наших войск. Сплошная завеса огня, свист и вой снарядов — настоящий ад. Александр Медведев перевозил танки, самоходки, орудия и боеприпасы. Вода вокруг катера и парома от снарядов кипела как в котле. Один из снарядов угодил в паром и разнес его в щепки. Медведев быстро возвратился к берегу и прицепил другой, снова направился к вражескому берегу.
        За успешную переправу под непрерывным огнем противника А. И. Медведев был награжден орденом Боевого Красного Знамени. Здесь же, на берегу Одера ему и вручили награду. Днем и ночью непрерывным потоком шла доставка техники и боеприпасов. Во время очередного рейса в винт катера попал трос. Катер встал. Пришлось лезть в ледяную воду, разматывать трос. Самой тяжелой была третья ночь. Одолевал сон. Но разве можно закрыть глаза, когда на том берегу, товарищи ждут твоего груза! Он нужен для победы над врагом. В эти бессонные сутки Медведев доставил своим бойцам 150 самоходок, большое количество боеприпасов и другой боевой техники.
       За успешное выполнение задания Александру Иванович Медведев был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением Золотой звезды и ордена Ленина. После демобилизации из Красной Армии А.И. Медведев вернулся в Серпухов и стал работать на электромеханическом заводе. Учился. Будучи по профессии токарем, освоил новую для него специальность технолога. На этой работе проявил себя энергичным и знающим специалистом. Александр Иванович часто бывал на своей родине в Березинках, встречался с родными, односельчанами, рассказывая им о своих ратных подвигах.

В. ШАХОВ, краевед
Газета «Чеховский Вестник» от 15 июня 1994 года

Герои Советского Союза