Музей Памяти 1941-1945 г. Чехов


Победители


Один из многих


Дважды с оружием в руках пришлось защищать Советскую Родину жителю села Мещерское Павлу Яковлевичу Вилкову. Первый раз это было в июле — августе 1938 года. Японские милитаристы предприняли вооруженную агрессию против СССР в районе озера Хасан. Храбро отстаивали дальневосточники свои рубежи от превосходящих сил противника, сумевшего захватить часть нашей территории. На помощь пограничникам прибыли регулярные части Красной Армий, в их числе — и 43-й отдельный саперный батальон, в котором второй год служил молодой красноармеец из Мордовии Павел Вилков. В разгоравшиеся бои с ходу вступали танки, авиация и артиллерия, действовавшая прямой наводкой.
        Стойко сражались советские воины, на отдельных участках они переходили в ожесточённые штыковые атаки, которых японцы не выдерживали и бросались назад.
        Тяжелое положение сложилось на сопке Заозерной. Самураи неоднократно пытались прорваться к высоте, чтобы захватить сопку и повергнуть гордо реющее Красное знамя, воодушевлявшее наших бойцов. Все труднее становилось ее защитникам, чем меньше их оставалось, тем яростней была схватка.
        Небольшому отряду добровольцев Отдельного 43-го саперного батальона было дано задание — удержать сопку и сохранить Знамя. В рядах штурмового отряда геройски сражался и красноармеец Вилков. Он действовал - смело и решительно. Штыком и гранатой, врукопашную смельчаки отстаивали Заозерную. Один за другим выбывали из строя бойцы. В локтевой сустав правой руки был ранен и Вилков, но поля боя не покинул до подхода подкрепления.
        Бой на Заозерной был долгим, а на вершине сопки в просветах пороховой дымки все также реял пробитый осколками алый стяг... После трёхмесячного лечения в военно-морском госпитале во Владивостоке в октябре 1938 года вместе с группой героев Хасана Павел Вилков получил высший в то время знак воинской доблести - орден Боевого Красного Знамени за номером 5856. В декабре 1938 года красноармеец Вилков был демобилизован.
       


Зенитки дороги жизни
Второй раз военную гимнастёрку он надел в июле 1941 года, в начале Великой Отечественной войны. Вилков воевал на Ленинградском фронте, в составе 448-го отдельного зенитного батальона. Затем был зачислен в специальное подразделение, где в течение сложной зимы 1941—42 годов вместе с другими отважными военными шоферами обеспечивал Ленинград продовольствием по знаменитой «дороге жизни», проложенной по льду Ладожского озера.
        Это был период, когда над городом Ленина нависла смертельная угроза. Вместе с боевыми частями самоотверженно оборонялись ленинградцы, ковавшие оружие для фронта. Днем и ночью Ленинград подвергался варварским артиллерийским обстрелам и бомбардировкам с воздуха. Над городом висело зарево пожаров. Ленинградцы испытывали голод и холод. На их долю выпало «сто двадцать пять блокадных граммов с огнем и кровью, пополам», как писала в своей «Ленинградской поэме» Ольга Берггольц. В дело защиты города внес свой вклад и Вилков.
        В осажденный город по «дороге жизни» круглосуточно, под вражескими бомбёжками двигались сотни автомашин с хлебом и продуктами питания. 152 дня действовала ледовая трасса. За это время в город было доставлено более 220 тысяч тонн продовольствия, что дало возможность в три раза повысить нормы выдачи хлеба населению Ленинграда и его защитникам. Было вывезено свыше полумиллиона человек и огромное количество оборудования, необходимого для военной промышленности.
        Благодаря поддержке страны город великого Ленина жил, боролся и вместе со всем советским народом готовил разгром немецко-фашистских захватчиков. Весь мир был изумлен величием духа и непоколебимой стойкостью Ленинграда. Одним из неутомимых тружеников «дороги жизни» был и Павел Вилков, навсегда сохранивший память об этих днях.
        После прорыва блокады, пройдя краткосрочную подготовку в 33-м учебном батальоне, старшина Вилков служил в 144-й танковой бригаде. Лишь в августе 1945 г. закончил Вилков военную службу. Он и в мирные дни трудился самоотверженно: на Крайнем Севере водил по колымским трассам мощные автопоезда, успешно работал в Подольском автохозяйстве. Трудится и сейчас, несмотря на пенсионный возраст и нездоровье. Этого скромного, простого и симпатичного человека хорошо знают и уважают односельчане.


       
       А. Любезнов, с. Мещерское
        Газета «За коммунистический труд» от 29 августа 1981г.