Музей Памяти 1941-1945 г. Чехов


Смирнов в обыденной жизни
И.И. Смирнов в обыденной жизни

Смирнов в роли Степана Разина
И.И. Смирнов в роли Степана Разина

Смирнов в роди царя Эдипа
И.И. Смирнов в роди царя Эдипа

Смирнов в роди Петра I
И.И. Смирнов в роди Петра I (кадр из кинофильма)

перечень ролей Смирнова
Автограф И.И. Смирнова 1914 года
– перечень ролей, сыгранных им к тому времени

История Лопасни


Актер из Еськина


В трех верстах от старинного монастыря Давидова Пустынь (ныне поселок Новый Быт), среди полей, перемежающихся дубравами, привольно раскинулась живописная деревенька Еськино с чудесным прудом посередине. Здесь, в сентябре 1871 года в простой крестьянской семье Анисьи и Ивана Смирновых родился мальчик, нареченный в честь отца добрым русским именем — Иван. Трудно представить, что этому младенцу впоследствии была уготована завидная судьба замечательного русского актера, мастерству которого рукоплескали не только российские - города, но и многие столицы мира.
        А пока на восьмом году отдали родители мальца в учение глухой читалке по покойникам. Но, даже не успев освоить учения по складам, Ваня был переведен в школу вечно пьяного дьячка, учившего крестьянских ребятишек за пуд ржаной муки и мешок картошки. У дьячка приходилось не столько постигать грамоту, сколько заготавливать дрова да бегать в местную монопольку за водкой. Что и говорить, не клеилась дьячкова наука, и родителям пришлось определить лю6ознательного паренька в церковно-приходскую школу в соседнее село Старый Спас.
        Всего год проучился здесь мальчик. Семья жила бедно, еле сводила концы с концами, и пришлось ему податься на заработки в уездный город Серпухов, на ватную фабрику с однорублевым жалованьем в месяц. Затем текстильная фабрика. Здесь подросток больше находился на побегушках у мастеров, чем занимался делом. Тогда Ванюшка стал слезно просить мать отдать его в мастеровые в столичный город Москву. Хоть и нелегко было, но воспрянул духом Иван на новом месте, набирался жизненного опыта, тянулся к культуре; он отличался трудолюбием, тягой к познаниям.
        Семнадцатилетним юношей, впервые попал в общедоступный популярный театр Лентовского «Скоморох», привлекавший к себе демократического зрителя. Спектакли театра были пышно и красочно оформлены, в почете тут были светотехника и музыка. На сцене этого театра играли известные артисты — А. Стрелкова, Н. Кудрина, П. Красова, В. Андреев-Бурлак и другие любимцы москвичей. Театр очаровал Ивана Смирнова. Он мысленно уже видел себя на его подмостках в сиянии огней и ореоле славы. Но до свершения его мечты было ещё далеко. Предстояла служба в царской армии, где ему явно повезло: достаточно грамотный двадцатидвухлетний рослый красавец с щегольскими усиками на выразительном лице. Иван Смирнов был назначен писарем. Обязанности свои выполнял о большим усердием, за что не раз удостаивался поощрений. Ко времени демобилизации в 1896 году служил старшим литографом Варшавского Окружного Артиллерийского Управления в званий старшего унтер-офицера.
        Иван Иванович возвращается в Москву, где в течение двух лет работает в литотипографской мастерской, а по вечерам учится на общеобразовательных курсах и посещает театральные классы. Казалось бы, многого сумел достичь наш земляк. Но сам он так не считал и с девяноста рублями в кармане отправился в Лондон и Париж — поучиться, посмотреть, заработать. За два проведенных там года он накопил тысячу рублей и приобрел кое-какие познания в языках. Потом он участвует в московских кружках любителей театрального искусства, а с 1903 года выступает как профессиональный актер, пробует себя и в режиссуре.
        В среде театральной общественности его имя становится все более популярным, о нем говорят, пишет столичная пресса. Так, «Русские ведомости» от 27 июля 1904 года сообщают о состоявшемся 25 июля бенефисе режиссера Ив. Ив. Смирнова в театре на Филях, где были поставлены им и прошли весьма успешно спектакль «Вторая молодость» и водевиль «Благотворительница». К этому времени среди его друзей были видные артисты, режиссеры, литераторы. Особенно близко И.И. Смирнов сходится со знаменитым русским актером П.Н. Орленевым (1869—1938), которому в 1926 году Советским правительством было присвоено почетное звание Народного артиста: республики.
        Вместе со своим другом и наставником Иван Иванович в составе созданной ими труппы выступают на сценах многих городов России, в том числе отдаленных. Настоящим триумфом увенчались и гастроли по столицам зарубежных государств — Франции, Германии, Англии, Норвегии, Польши, Швеции в период с 1904 по 1912 годы. Но, пожалуй, самой незабываемой была поездка в Америку в 1904 году, организованная И.И. Смирновым. Это был дебют русских драматических актеров за пределами. России. П.Н. Орленев в своей книге «Жизнь и творчество» рассказывает, что материальные расчёты оправдывалась далеко не вполне, зато художественный резонанс поездки был исключительным. Запад впервые знакомился с образцами русского драматического искусства. Это был первый опыт заграничных выступлений, прославивший отечественное искусство.
        Классические спектакли по пьесам Островского «Лес», Гоголя - «Ревизор», Найденова «Дети Ванюшина» и другие, поставленные в Нью-Йорке, Бостоне и Чикаго, прошли с огромным успехом. В газетах — набат, восторженные рецензии, портреты Орленева, Смирнова, Аллы Назимовой, сцены из пьес, шутки, карикатуры. Словом, Орленев со своей труппой — герои дня, они прогремели по всей Америке. О блистательном успехе русских писала вся пресса мира.
        В этих поездках наш земляк мастерски, с большим драматическим темпераментом сыграл городничего в «Ревизоре», Несчастливцева в пьесе «Лес», следователя в «Преступлении и наказании» Достоевского — роли, ставшие в его репертуаре коронными. Любопытна предыстория поездки в Америку. Работая в московском театре Литературно-художественного общества, И.И. Смирнов время от времени заходил в Бюро Чеховского Комитета, ведавшего гастролями русских актеров. Однажды он был представлен как незаурядный актер режиссеру русского театра в Нью-Йорке. С ним он заключил домашнее условие на бланках Орленева, который в это время находился в Америке. Смирнов подобрал труппу из 12—13 актеров, среди которых выделялись Алла Назимова, Недзвецкая, Вандербильд, Октар, Рутервуд и другие поклонники Павла Николаевича. Отправились актеры без денег, без связей на собственный страх и риск, желание побывать в Америке покрывало все. Лишь на восьмые сутки, с немалыми трудностями добрались они до места.
        Успешные гастроли труппы Орленева вызвали живой интерес в театральных кругах. Собирался в заграничное турне и театр В.Ф. Комиссаржевской, что побудило редакцию популярного журнала «Театр и искусство» просить видного русского актера И.И. Смирнова рассказать о его пребывании в Америке, поскольку русская печать разноречиво освещала выступления наших актеров за океаном. Воспоминания И.И. Смирнова под заголовком «Русский актер в Америке» с портретом «звезды» труппы Аллы Назимовой были опубликованы в двух номерах журнала — за 1907 и 1908 год.
        Еще не раз пересекались творческие пути замечательных актеров — Орленева и Смирнова. Они продолжали гастролировать за рубежом и в России. Об этом Иван Иванович подробно рассказывал в своих письмах, опубликованных в 1912 году в журнале «Театр и искусство». К этому времени он проявляет себя не только как прекрасный актер, но и как замечательный антрепренер и театральный режиссер. Поставленные им спектакли характеризуются глубиной, зрелищной яркостью, вдохновенной игрой актеров. Сам Смирнов обладал большим сценическим темпераментом, сильным выразительным голосом, чем привлекал горячие симпатии зрителей.
        Театральный сезон 1910—1911 годов труппа И.И. Смирнова открывает в живописном украинском городе Ровно. Собкорр журнала «Рампа и жизнь» Михаил Влих публикует пространные репортажи об успешных гастролях труппы, возглавляемой И.И. Смирновым. Кроме него, он называет других талантливых исполнителей — это Лернер, Айдаров, Зимовей, Хмельницкая, Свободина, Васильева, Василевский, которые были заняты в спектаклях «Поле брани», «Сатана», «Бранд», в исторической комедии «Сын императора». Одно за другим следуют их выступления в Полтаве, Екатеринославе, Кишиневе. Залы не вмещают зрителей бурные овации, полные кассовые сборы... В прессе сообщается об успехе спектакля «Бесы» по роману Ф.М. Достоевского в инсценировке И.И. Смирнова, спектакля «Рафис» по пьесе Хортинга и Пресбея, где особо отмечается Иван Смирнов в роли Крюшо, вора. В центре внимания публики пьеса А.Н. Островского «Гроза». И.И. Смирнов здесь выступает в роли Савелия Прокофьевича Дикого, купца; его племянника Бориса Григорьевича играет М.Г. Диевский, в роли Вани Кудреша выступает В.А. Блюменталь-Тамарин, П.С. Яблочкина играет Феклушу, странницу.
        В 1914-1915 годах И.И. Смирнова приглашает известная кинофабрика А.А. Ханжонкова для участия в киносъемках исторических лент: «Капитанская дочка», «Петр I» и «Стенька Разин». Съемки эти проходили в Москве и Ярославле. Здесь актер занят в главных ролях — Емельяна Пугачева и одновременно царского генерала — председателя судебной комиссии, расследующего дело о пугачевском бунте, блестяще играет роль реформатора России, царя Петра I, атамана казацкой вольницы Степана Разина. Живые впечатления, глубокий и добрый след оставили сыгранные им образы в спектаклях и кинофильмах в памяти благодарных зрителей. Как долгожданный праздник встретил наш земляк Великую Октябрьскую социалистическую революцию. Он всеми силами способствует реализации ленинского декрета от 9 (22) ноября 1917 года о национализации театров и создании народных. Со своими лучшими ролями он выступает в городских и районных центрах, в массовых рабочих клубах, всячески способствует созданию становлению народной художественной самодеятельности. В разгар гражданской воины он — в красноармейских и рабочих аудиториях. Не забывает своих родных мест – фабричного села Крюково, волостного центра Бавыкино Серпуховского уезда, где в народных домах демонстрирует кинофильмы, ставит спектакли, снимает любительские ленты.
        Выходец из народа, талантливый самородок Иван Иванович Смирнов всю жизнь стремился к совершенству. Яркие страницы жизни и творчества видного русского актера в интересных подробностях встают перед нами в многочисленных архивных документов и уникальных фотографий, находящихся в Государственном театральном музее имени Бахрушина, Библиографическом кабинете Всероссийского Театрального Общества, из публикаций дореволюционной прессы, из семейного архива его 80-летней дочери Анны Ивановны Филипповой - старожила села Крюково (ныне проживает в Москве, пенсионерка).
        Уникальны документы, принадлежавшие лично актеру-земляку. Перед нами — билет Действтельного члена Русского Театрального Общества (созданного М.Г. Савиной) - Ивана Ивановича Смирнова № 203, выданный в 1918 году. Розовый делегатский билет за № 146 удостоверяет, что он избран от Союза актеров города Твери на I Делегатский съезд Всероссийского Профессионального Союза работников искусств с правом решающего голоса.
        Охватывает волнение, когда рассматриваешь уникальные документы: кадры из кинофильмов, почтовые открытки, с которых смотрит на нас актер в образах легендарных людей, мастерски сыгранных им в разные годы. На пожелтевшей от времени фотооткрытке запечатлены друзья И.И. Смирнова молодые, красивые — А.М. Горький и Ф.И. Шаляпин, знакомство с которыми он всю жизнь гордился и восхищался их талантом. Эти бесценные фотореликвии — лишнее свидетельств незаурядной личности, большого актерского мастерства нашего славного земляка-патриота.
        Ивану Ивановичу Смирнову суждено было стать яркой звездой в современном театральном искусстве, если бы в расцвете творческих сил не оборвалась его жизнь. Гастролируя в Серпухове, откуда начался его трудовой путь, он заразился тифом и умер весной 1919 года в Москве возрасте 48 лет. Похоронен на территории Андрониевского монастыря, где ныне находится Государственный музей Андрея Рублева. Имя Ивана Ивановича Смирнова займет достойное место в плеяде знаменитых земляков, составляющих гордость и славу родного края.


       
       Анатолий Белов, краевед.
       Газета «За коммунистический труд» от 8 сентября 1984 г.