Музей Памяти 1941-1945 г. Чехов

Аверьянов
Александр Аверьянов

Хранители памяти


«Кант малинов и лошади серы…»


Пятого сентября в Бородинской панораме открылась выставка художников-баталистов, посвященная 180-летию Бородинского сражения. Среди работ, представленных на выставке, живописные полотна чеховского художника Александра Аверьянова.
        «Ватерлоо» он писал долго. Прерывал, работу несколько раз, потом возвращался к ней снова. Он стремился к предельной достоверности, исторической и этнографической, к технической безупречности исполнения. До горизонта поле завалено трупами. Седые гренадеры и юный, почти мальчик, барабанщик. Едет на коне Наполеон и не смотрит на людишек в крови, а смотрит словно в себя. На горизонте — закат солнца, закат империи. Вот он, конец всему — Ватерлоо. Это большое полотно Александра Аверьянова производит сильное впечатление. В Бородинской панораме выставлены его «Раненый кавалергард», «Пленный», портрет Кутузова, эпизоды сражения на Бородинском поле — всего более десятка работ.
        — Как получилось, что вы стали работать в батальном жанре?
        — С детства увлекался военной историей. Нет не художественной литературой, а мемуарами очевидцев, историческими документами. Хотелось осмыслить многие исторические факты. В мемуарах встречаются иногда потрясающие детали, которых ни в одном научном исследовании историка не найдешь.
        — С чего начинается работа над батальным полотном?
        — По-разному. Иногда толчком становится исторический, героический факт.
        — Иногда возникает желание показать форму одежды, подробности военного быта. Сейчас меня занимает один эпизод из Дрезденского сражения 1813 года. Это сражение было проигранное, это сражение — вовсе не эпохальное. Но увлекла бытовая фактура. И я начал писать. Русский раненый солдат ведет еще более раненого прусака. Мы же вместе воевали против французского. Идут они по колено в грязи. Потому что два дня подряд тогда лил дождь.
        Право участвовать в выставке, посвященной 180-летию Бородинской битвы, — большая честь. Это признание высокого профессионализма, оригинальности художника. Совсем не случайно оказались на выставке в Бородинской панораме работы Александра Аверьянова. Как ни парадоксально, только побывав на выставке в Москве, мы, его земляки, можем по достоинству оценить его своеобразное дарование. Александр Аверьянов закончил в свое время Московское художественное училище имени Калинина, работает в мастерской полиграфкомбината. Баталическая живопись одно из самых сложных направлений живописи: это пейзаж, и портрет, и это и безупречное знание униформистики и, конечно же, владение историческим материалом.
        — Долгое время художники обходили стороной военный жанр. Все-таки батальная живопись считал придворным жанром. Работы баталистов, выполненные на заказ, покупало правительство,— размышляет Аверьянов.— Работа баталиста очень трудоемка, а шансы выставить на продажу свое полотно всегда были очень незначительны. Так что ничего удивительного нет в том, что художники как бы избегали этого жанра. Одно дело мимоходом заглянуть в его мастерскую. И совсем другое познакомиться с его творчеством во всех подробностях. И вообще говорить с ним одно наслаждение. Это потрясающий знаток работ военных историков о войне 1812 года. Он прекрасно знает 12-томную военную энциклопедию дореволюционного издания, знает редчайшую книгу «Отечественная война и русское общество».
        — ...Ну, а кроме баталистов кого вы любите? - спрашиваю у Аверьянов
        — Сурикова люблю, пейзажи Федора Васильева, Верещагина, конечно же, но и импрессионисты мне нравятся. А из современных люблю отметить работы художников из студии Грекова.
        Выставка в Бородинской панораме — явление событийное. Первые посетители выставки отдали должное мастерству чеховского художника-баталиста


       
       М. Орлова
        Газета «Чеховский вестник» от 12 сентября 1992 года