Музей Памяти 1941-1945 г. Чехов

Хранители Памяти

Продолжающийся полёт

2 февраля 2009 года исполнилось 105 лет с того дня, как в селе Василёва Слобода (ныне город Чкаловск Нижегородской области) родился легендарный лётчик-испытатель Герой Советского Союза Валерий Павлович Чкалов, имя которого вошло блестящей страницей в историю авиации нашей страны. Его триумфальные полёты на моторных самолётах в своё время потрясли весь мир, а на его примере воспитывалось не одно поколение лётчиков. В 34 года, когда его окружала всенародная любовь, трагические обстоятельства прервали жизнь талантливого авиатора. Накануне знаменательной даты на вопросы историка и журналиста Валерия Степанова ответила дочь героя кандидат технических наук, лауреат Государственной премии СССР, заслуженный изобретатель РСФСР Валерия Валерьевна Чкалова.

Имя Валерия Чкалова в советские времена носили пионерские дружины и отряды, пароходы и военные эскадрильи, станции метро. Остров в Охотском море, гора в Антарктиде и малая планета во Вселенной были названы в его честь, а его фотография в числе дорогих реликвий отправлялась на борт Международной космической станции. Памятники и бюсты, улицы, парки и учреждения, названные именем Чкалова, есть во многих городах бывшего СССР, современной России, в Европе и даже в Америке.

Но всё-таки главными хранителями памяти о замечательном лётчике и человеке всегда оставались члены его семьи. Его жена, Ольга Эразмовна, посвятила этому всю свою жизнь, а после её кончины эстафету сохранения свидетельств истории приняла Валерия Валерьевна Чкалова. Она и сегодня проживает в Москве, в исторической квартире на Земляном валу, ставшей домашним музеем, где бережно хранятся бесценные реликвии ушедшей эпохи. История одной из старых семейных фотографий, публикуемой сегодня, и послужила началу разговора.

Семья В.П. Чкалова
Семья В.П. Чкалова

– Валерия Валерьевна, расскажите, пожалуйста, к какому времени относится эта фотография?

– Эта фотография была сделана в нашей квартире в 1937 году. На ней изображены родители и мы с братом Игорем. Мне тогда было два года, и о ней я знаю только со слов мамы. Пожалуй, это было самое счастливое для нас время. За плечами отца уже были легендарные перелёты, он, как всегда, много работал и не так часто бывал дома. Одно из счастливых мгновений и запечатлено на этом снимке.

Именно тогда отец был выдвинут кандидатом в депутаты Верховного Совета СССР по Горьковскому избирательному округу и Чувашской АССР, и за предвыборный период побывал более чем в 20 районах, где во встречах с ним приняло участие около трёх миллионов избирателей. А в декабре 1937 года состоялись выборы в Верховный Совет СССР 1-го созыва, и отец стал всенародно избранным депутатом. Достаточно сказать, что и в дальнейшем отец старался часто бывать на местах, знать нужды и заботы простых людей и ответственно выполнять наказы избирателей. Этому во многом способствовал и тот факт, что правительство подарило ему легкомоторный самолёт По-2, который он использовал для встреч с земляками, перелетая из города в город, из села в село в своём родном Верхнем Поволжье. Одновременно эти полёты и встречи служили лучшей агитацией за развитие всенародного дела – бурно развивавшейся отечественной авиации.

Тем не менее, несмотря на крайнюю занятость, отец находил время и для общения со своими близкими и друзьями. А среди его хороших знакомых, кроме авиаторов, учёных и военных, было много знаменитых творческих людей: писатели Алексей Толстой, Фёдор Панфёров, поэт Василий Каменский, скульптор Исаак Менделевич, артисты Иван Москвин, Борис Ливанов, знаменитый тенор Иван Козловский – всех и не перечислишь.

Потом наступил 1938 год, который стал трагическим для нашей семьи.

– Бытует мнение, что трагические события напрямую связаны с предложением Сталина Вашему отцу возглавить Народный комиссариат внутренних дел. Что Вы можете сказать по этому поводу?

– Документов, подтверждающих это, мне найти не удалось. Но в семье говорилось о том, что в начале 1938 года у Чкалова со Сталиным состоялся не очень приятный разговор, в ходе которого вождь вдруг предложил отцу возглавить НКВД. Отец отказался, сославшись на то, что видит своё главное предназначение в лётно-испытательной работе, которой всецело увлечён, и которая является главным смыслом его жизни. Реакция Сталина неизвестна, но чтобы понять дальнейший ход событий, надо учитывать политическую ситуацию в стране того времени. Она характеризовалась проведением репрессий, направленных против оппозиции вождю, и Сталин нуждался в надёжных и преданных исполнителях этого курса, проводя кадровые изменения в высшем руководстве НКВД. Но отец отказался от участия в политических играх, и за этим последовала череда событий, чуть не стоивших ему жизни. Например, незадолго до гибели Чкалова, с учётом того, что он был страстным охотником, ему были подарены ружейные патроны, которые давали осечку, а при переламывании ружья стреляли в обратную сторону. Отец просто не успел ими воспользоваться. Это говорит о том, что у него были недоброжелатели. В этот период времени, как вспоминала мама, папа, ложась спать, клал под подушку револьвер.

– Вы изучали последние годы жизни отца по архивным материалам и опубликовали книги «Чкалов без грифа “Секретно”» и «Валерий Чкалов». В них приведены ранее не известные документы, свидетельствующие о том, что гибель Валерия Чкалова не была случайной. Появились ли какие-либо дополнительные аргументы, подтверждающие или опровергающие это?

– Долгое время в нашей стране все придерживались официальной версии: при испытаниях опытного образца нового истребителя И-180 произошла роковая случайность. И это было следствием закрытости многих архивов. Но в нашей семье обстоятельства гибели Чкалова всегда вызывали глубокие сомнения. По мере изучения открывавшихся со временем документов стали возникать вопросы, ответы на которые до сих пор не найдены.

Например, стало известно, что накануне аварии, 12 декабря 1938 года, только что назначенный вместо Ежова нарком внутренних дел Берия сообщил в три адреса – Сталину, Ворошилову и Молотову – о том, что самолёт И-180, который предстояло испытывать Чкалову, содержит 48 серьёзных дефектов, и вполне возможна катастрофа машины в воздухе. Однако полёт был отменён только на 12 декабря, и это притом, что представитель ОКБ Запорожского авиамоторного завода, разрабатывавшего и изготовлявшего мотор, который должен был принимать участие в испытаниях, и вовсе запретил полёты, так как на этом образце самолёта без разрешения завода была снята вторая бензиновая помпа. Но испытания были продолжены, и, как следствие, катастрофа произошла 15 декабря 1938 года.

По результатам расследования причин аварии Сталину было направлено заключение государственной комиссии. В сопроводительном письме к нему указывалось о посылке 11 фото в трёх экземплярах с места катастрофы. Этот документ имеется, однако пункт о приложении фото вычеркнут, и отсутствуют сами фотографии.

Буквально сразу после аварии погиб ведущий инженер проекта И-180 Лазарев, он был сброшен с подмосковной электрички. До сих пор остаются не выясненными обстоятельства гибели после освобождения из заключения начальника главка наркомата авиапромышленности Беляйкина, непосредственно отвечавшего за выпуск самолёта. Всё это ещё больше подвергает сомнению версию о роковой случайности и требует дальнейших исследований истинных причин катастрофы.

– Какое влияние оказывал образ отца на Вашу судьбу и судьбы Ваших брата и сестры?

– Конечно, я не очень помню отца. Когда он погиб мне было три с половиной года. Тем не менее, в детской памяти отложились штрихи, из которых воссоздавалось впечатление о нём. И в этом заслуга прежде всего нашей мамы, не вышедшей замуж второй раз и сохранившей до конца верность памяти своего мужа. Маме удалось донести образ отца даже до ребёнка, младшей сестры Ольги, которая родилась уже после трагедии и никогда не видела его. Отец обладал очень живой и цельной натурой. Главными чертами его характера были жизнелюбие, искренность, уважение к людям и верность в дружбе. Он всегда был весёлым и жизнерадостным, смелым и остроумным, ценил эти качества в других и очень любил свою профессию. В своё время об отце очень точно сказал знаменитый лётчик, участник войны в Испании, Герой Советского Союза Анатолий Серов: «Валерий Чкалов – это человек с сердцем орла и умом учёного». Наверно, эта любовь к технике больше всего повлияла и на наш выбор основных занятий в жизни. Мы с сестрой стали инженерами. Я окончила физфак Московского государственного университета, она – факультет электронной техники Московского энергетического института и также защитила кандидатскую диссертацию. Наш старший брат Игорь, скончавшийся в 2006 году, в своё время окончил радиолокационный факультет Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского, и жизнь его была связана с авиацией.

Отец очень любил свою страну и наш народ. И любовь эта была взаимной. Именно поэтому его образ никогда не померкнет в нашей памяти и всегда будет вдохновлять молодые поколения на дерзновенные подвиги во славу нашего Отечества. А это значит, что беспримерный полёт Чкалова в нашей истории и жизни продолжается и его нельзя прервать!

Беседовал Валерий Степанов.

далее →

"Чеховский вестник" Выпуск №8, 3 февраля 2009 г.