Музей Памяти 1941-1945 г. Чехов

История Лопасни

История Лопасни

Корифеем краеведения в Чеховском районе ( до 1954 г.- Лопасненском) по праву считается учитель истории, Почётный гражданин города Чехова Алексей Михайлович Прокин (1924-1998).

С его именем связаны издания: «Город Чехов и его окрестности»- А. Прокин, Ю. Соловьёв, «Московский рабочий»-1977г.; «Лопасненские страницы» (краеведческие очерки) - город Чехов,1991г.; « Колыбель и слава предков» - А.М. Прокин, А.В. Макаров, Ю.Ф. Соловьёв-Москва. Издатцентр, «Старая Басманная»,1998 год; «Край родной» - г. Чехов,1999г. и другие.

Книга музея «Экскурсии в прошлое» открывается очерком А.В. Макарова «Слово об учителе», посвящённом памяти А.М. Прокина. Представляем его фрагменты: « …Половина жизни Алексея Михайловича пришлась на сталинское время.

Когда началась Великая Отечественная война, он семнадцатилетним учеником Лопасненской средней школы около 10 дней копал окопы под Смоленском. Если бы не врождённая близорукость, которой он страдал всю жизнь, то ушёл бы добровольцем на фронт, и вряд ли бы испытали радость от общения с необыкновенным человеком.

Работать в школу учителем истории он пришёл осенью 1942 года в теперешнюю среднюю школу № 3, где его приняли в свой педагогический коллектив Иван Павлович Тимашкова – директор и преподаватель физики, завуч Евгения Александровна Антонович – учитель биологии и химии, Ольга Петровна Король – учитель русского языка и литературы, преподаватели начальных классов: Мария Архиповна Баулина, Антонина Кузьминична Логачёва и другие.

Именно с этого времени начался его поход в глубины истории родного города и района. Нет, не полжизни провёл Алексей Михайлович в архивах, а значительно больше.

« …До Прокина никто в районе не занимался архивными изысканиями. Потому находки его – достояние. Кто-то бы сидел на своих открытиях, как скупой рыцарь, а Прокин расточает свои интеллектуальные кладовые даром. И в этом тоже его особенность», -написала в своём очерке бывшая ученица Алексея Михайловича Марина Орлова.

…Значимость Прокина прежде всего заключалась в том, что он умел не только говорить и рассказывать, но и в том, что умел и мог внимательно слушать. Умел из не сегда складного и путного материала выбрать нужную крупинку и использовать в своих исторических краеведческих изысканий. И ещё его значимость и величие выражалось в том, что старался передать нужное и ценное своим ученикам и слушателям.

…Возвращаясь к его биографическим вехам, следует отметить, что заочно с отличием окончил областной педагогический институт. Два года обучался там же в аспирантуре, а потом возвратился в школу и проработал в ней 44 года.

Ежегодно во время и после Великой Отечественной войны ездил со старшеклассниками в колхозы и совхозы района на сельскохозяйственные работы, ходил с учениками и коллегами в походы по рекам: Лопасне, Наре, Протве, Оке, по чеховским местам в Подмосковье. Именно в эти годы состоялись наиболее удачные школьные выпуски. Среди его учеников оказались будущие российские учёные, писатели и поэты, артисты, врачи, инженеры, Лауреаты Государственных премий, администраторы, руководители промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Это те молодые люди, отцы и дядья, которые были на фронте и их жизненные позиции сближались, помогали сплотиться.

…Что всегда, во все обозримые времена, отличало Алексея Михайловича Прокина как педагога и человека? Это умение развить в ученике самостоятельность мышления, способствовать росту этой самостоятельности, невидимо оказывать поддержку в добрых и неординарных творческих начинаниях. Наконец, простая человеческая моральная помощь в быту, на работе, в жизни.

Администрация города Чехова откликнулась на пожелания общественности, и в День города 25 августа 2001 года был открыт памятник А.М. Прокину, человеку, который и сам не заметил, как стал частью нашей региональной истории. В этом прослеживается добрый и знаменательный знак.

А. Макаров, 2001 г.

 А.М. Прокин

А.М. Прокин